Система работы с картой на уроках географии



Начиная разговор о географии и методике преподавании этого предмета никак невозможно обойти своим вниманием вопрос использования наглядного картографического материала на уроках, факультативах, кружках и при подготовке учащихся к олимпиадам. Особенно это касается использования различных видов карт. Большое значение картографического материала в методике преподавания географии не случайно и само собой вытекает из сути географической науки, поскольку география ─ наука о пространственном распределении явлений и процессов. Кроме того, использование наглядных картографических пособий оказывает немалую помощь учителю в преподавании, а ученику в изучении такой многообразной и объёмной науки как география.   


 Методы работы с картой на уроках географии(из опыта работы)

          В настоящее время, когда семимильными шагами идёт процесс глобализации ,человечество вступает на стадию постиндустриального развития с высокотехнологичной экономикой и сложными социально-культурными связями, возрастает значение географической науки, как интегратора научных знаний о Земле и о Мире. Система географических наук, которая включает в себя естественно-научные дисциплины и социально-экономические, позволяет видеть мир «объёмно» во всём его многообразии. Изучение географии в школе способствует развитию у учащихся научного мировоззрения, эрудиции(в виду разнообразия получаемых знаний, необходимости связывать воедино различные по сути процессы и явления),умение глобально и пространственно мыслить. Не последнюю роль играет изучение данного предмета в воспитательном процессе, особенно в воспитании экологической культуры и воспитании патриотизма и гражданственности у школьников.
         В своей работе я стараюсь использовать различные приёмы активизации познавательной деятельности учащихся.Одно из центральных мест в этой деятельности занимают многообразные методы работы с картой на уроках географии. Существует избитое выражение о том, что «карта второй язык географии» и с этим трудно не согласиться. Более того даже в массовом сознании сложился устойчивый стереотип о неразрывной связи урока географии с картой(глобусом). Мне пока ещё не доводилось видеть фильма, рекламы, слышать анекдота в которых бы не упоминались сии предметы, естественно в тех случаях, когда речь заходила о  уроке географии. Ну а раз даже простой обыватель не может себе представить урока географии без карты либо глобуса, то было бы странным, если бы учитель географии не использовал соответствующий наглядный материал и разнообразные приемы работы с ним на своём уроке(причём максимально широко). В своей деятельности по предмету я также стараюсь, максимально широко использовать карту. В основе такого стремления и такого подхода к учебной деятельности в наименьшей степени лежит желание подражать традициям географической педагогической работы и стереотипам. Отнюдь нет. Просто это насущная необходимость. И связана эта необходимость с двумя отличительными чертами географии:1. с большим разнообразием изучаемых явлений и процессов(по этому поводу у географов сложилось несколько устойчивых выражений: география изучает всё, от идеологии до геологии и география изучает то, что изучает географ),2.с изучением пространственного распространения различных процессов и явлений.
         В своей практической деятельности я использую разнообразные приёмы работы с картой на уроках, при подготовке к олимпиадам, а также при составлении домашнего задания. На этом и хотелось бы остановиться более подробно. Во-первых это серьёзное изучение физической и политической карты (на протяжении всего курса географии в различных формах), далее это работа с картами в учебнике при изучении нового материала, работа с контурными картами, глобусом, нахождение географических координат, выполнение практических работ с использованием атласов и контурных карт, задания повышенной сложности на знание карты и т.д.
         Безусловно, центральное место в моей работе с наглядным картографическим материалом занимает изучение физической и политической карты. И естественно это не случайно: во-первых знание политической и физической карт  требуется на протяжении всего курса географии, оно необходимо и 6-ти класснику и выпускнику школы, во-вторых знания номенклатуры физической и политической карты требуется практически на каждом уроке и на каждом уроке эти знания можно совершенствовать(в отличие от изучаемых тем, которые идут «конвеером» и дают мало возможностей для повторения и закрепления изучаемого материала), а значит получить более значимый результат на выходе, что, безусловно, повышает мотивацию к дальнейшей работе, как учеников, так и учителя. Кроме того, поиск объектов на карте вовлекает учащихся в практическую деятельность, стимулирует познавательный интерес, создаёт ситуацию успеха. Также мой опыт работы показывает, что многие отстающие и слабоуспевающие ученики бывают успешны при изучении карты ,а для успешных ─ дополнительным стимулом(раздражителем) к дальнейшей успешной учёбе служат достижения их одноклассников.
         При изучении номенклатуры основной упор делаю на самостоятельной работе учащихся дома, в ходе которой они делают(или не делаютJ) качественный скачёк в знании карты. Эти знания проверяются при выполнении тематического контроля, который выполняется в различных формах(зачёта, заполнении контурных карт, географического диктанта и т.д.).Ну, а в дальнейшем на уроках уделяю 5-15 минут работе с картой для закрепления полученных знаний. Такая система работы сложилась постепенно и закрепилась в моей практике в последние годы. Естественно она имеет свою внутреннюю логику, преимущества и недостатки. Здесь может возникнуть закономерный вопрос о переносе основной нагрузки  по изучению географической номенклатуры на домашнюю самостоятельную работу, ведь методически правильным считается выполнение львиной доли учебной деятельности в классе и из него вытекает определённая тревога о возможной перегрузки учащихся.Что на это можно ответить? Если говорить о перегрузке, то её не возникает, вернее не должно возникать, так как ученики получают от 3-х до 6-ти(и более) недель на подготовку к сдаче зачёта(проходит поэтапно от ответов наиболее успевающих учеников и далее к ответам менее успешных) и при правильном распределении нагрузки она фактически будет крайне мала(хотя некоторые, как обычно, оставляют всё на последний день, но это личное право каждого). Почему выбран такой подход? Как показал многолетний педагогический опыт, работы на уроке не достаточно для хоть сколь-нибудь существенного прогресса в знании географической номенклатуры. Просто напросто 5-10 минут работы с картой раз в неделю(минус каникулы и минус уроки, где просто нет времени на карту, а значит реально даже реже, чем раз в неделю) едва хватает для поддержания уже существующего уровня знаний и на прогресс надеяться не приходится. Плюс к этому разница в уровне знаний номенклатуры бывает слишком велика и коллективная работа в классе становиться малопродуктивной. А вот для поддержания достигнутого уровня работа с картой в классе показывает свою эффективность. Таким образом, подводя итог вышесказанному, можно всё уложить в простую схему: подготовка дома обеспечивает определённый скачёк в знании географической номенклатуры, а системная работа на уроках позволяет сохранить достигнутый уровень. Теперь перейдём к конкретике. Где-то в первой половине второй четверти сего года учащиеся всех классов получили единый список с физико-географической номенклатурой (объём и сложность для каждого класса, естественно, были дифференцированы) и минимум месяц на подготовку к сдаче устного зачёта. Ближе к концу четверти, начиная с наиболее подготовленных учащихся, началась поэтапная сдача зачёта (по 5-7-10 минут на каждом уроке).Подобный зачёт, но уже по знанию политической карты пройдёт в конце года. Таким подходом я пользуюсь последние годы и он имеет целый ряд преимуществ: позволяет избежать списывания, подсказок, обеспечить видимый прогресс в знаниях и умениях для мотивированных учеников, опросить почти 100% от списочного состава учащихся, создать ситуацию успеха у мотивированных и целеустремлённых учащихся.
         Пожалуй центральное место в моей системе подготовки к олимпиадам занимает знание географической номенклатуры. Это то с чего я начинаю работу с каждым, изъявившим желание заниматься учеником. Прежде всего такая работа позволяет увидеть быстрый результат, почувствовать отдачу от затраченных усилий, как ученику, так и учителю, что способствует установлению позитивного настроя на дальнейшую работу, создаёт ситуацию успеха для олимпиадника и тем самым подстёгивает его интерес к дальнейшей работе, не даёт угаснуть энтузиазму. Кроме того, какой бы не был уровень олимпиады, её характер ─ там наверняка найдутся задания на знание географической номеклатуры, а значит затраченные усилия не пропадут даром и олимпиадник не останется без набранных балов даже при самом неблагоприятном и неожиданном характере олимпиадных заданий. И только достигнув определённого уровня знаний географической карты я перехожу к подготовке ученика к решению других олимпиадных заданий. Естественно, подготовка учащихся к олимпиаде с точки зрения знания ими географической номенклатуры имеет свою специфику, которая значительно влияет на методы и формы данной работы. С одной стороны при подготовке к олимпиаде нет жёсткого временного ограничения на изучение географической номенклатуры, как, например, на уроке, но с другой, необходимо изучать номенклатуру в намного большем объёме и на другом уровне сложности. Здесь я выработал абсолютно простую систему подготовки: параллельное изучение всей номенклатуры, как физико-географической, так и политической (при необходимости административно-территориальной) методом устного опроса. Такой метод подготовки используется на каждом занятии по подготовке к олимпиаде. Но эта основная работа дополняется  различными по форме упражнениями на знание географической номенклатуры(по примеру тех заданий, которые предлагаются на олимпиадах), просто они выполняются не на регулярной основе. И конечно, главную сложность, я вижу в необходимости усвоения большого объёма знаний и преодолеть данное препятствие можно только увеличивая временной объём на подготовку, что может порождать угасание желания работать со стороны олимпиадника. Для недопущения подобных ситуаций стараюсь работать с учеником на знание карты много, но при этом постоянно меняя характер заданий и их объём.
         Ещё одним нестандартным моим приёмом работы с географической номенклатурой являются «вопросы на 10», которые, конечно, касаются не только знания карты, но и вопросов связанных с картой. Суть метода активизации познавательного интереса учащихся достаточна проста: классу предлагаеться (в устной или письменной форме) вопрос повышенной сложности, требующий либо работы с литературными(интернет) источниками либо проявления эрудиции, смекалки, озарения. Первый ответивший получает 10 баллов, что к тому же требует и быстроты принятия решения, волевых усилий по немедленному выполнению работы. Понятно, что далеко не все учащиеся готовы к такой форме работы и далеко не все вопросы оказываются по силам тому или иному классу. Какие положительные результаты приносит данная форма работы? Это разнообразит работу на уроке и домашние задания, позволяет выявлять нестандартно мыслящих учеников и учеников подходящих для участия в олимпиадах, учит работать с литературой и интернет источниками, многие ответы запоминаются на годы. Правда здесь может возникнуть вопрос о подсказках со стороны одноклассников или взрослых и таким образом получении незаслуженных оценок, но как показывает многолетняя практика такие случаи не выходят за рамки статистической погрешности и не влияют на итоговый результат.
         Хотелось бы поделиться ещё одной находкой в области работы с картографическим материалом. В этом году мне удалось составить перечень физико-географической номенклатуры для подготовки к зачёту по физической карте единый для всех классов, но при этом дифференцированный под возрастные возможности каждого класса и к тому же пригодный для использования с 6 по 11 класс. Плюс к этому требующий единичных и не значительных трудовых затрат от учителя. Основная мысль в том, чтобы не повторять географические названия в предложенном перечне. Так 6-й класс готовит то, что обозначено под 6 классом,7-й- названия для 6-го и 7-го, 8-й для 6,7,8-го классов (список номенклатуры по физико-географической карте).Таким образом, ученики получив  один раз перечень получают набор заданий на все годы учёбы (кроме 10 класса).
         Само собой разумеется, что помимо перечисленных методов работы, я  также систематически обращаюсь к использованию карт и картосхем размещённых в учебнике, контурных карт, глобуса, выполняем с учащимися практические работы направленные на освоение и закрепление умений по работе с картографическим материалом и т.д.
               
.
         Автор приходит к следующим основным выводам:
1.Работа с картой на уроке и при подготовке к олимпиадам должна существенным образом отличатся в сторону большего разнообразия форм во втором случае для предупреждения психологической усталости, могущей возникнуть из-за большого объёма изучаемой номенклатуры;
2.Работа с картой должна носить системный характер;
3.Необходимо использовать всё многообразие форм и методов;
4.Главное место в такой работе должен занимать устный опрос;
5.Необходим тематический контроль знания номенклатуры;
6.Основной прогресс в знании географической номенклатуры может быть достигнут только при подготовке дома;
7.На уроках осуществляется поддержание достигнутого уровня знаний, а также проверка этого уровня.

         Александр Ковалёв


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

План-конспект урока по предмету «Человек и мир» по теме «Загрязнение воздуха» для 5 класса

Топонимика Добруша и Добрушского района

Проверочные вопросы 10 класс природные условия и ресурсы Беларуси