Использование сервисов и технологий Веб 2.0 в образовании

Использование сервисов и технологий Веб 2.0 в образовании
Работа Ковалёва Александра Анатольевича
Введение

Целью создания данного пособия является оказание помощи учителям-предметникам и руководителям кружков и секций в улучшении результатов учебной деятельности через использование сервисов и технологий Веб 2.0.
Задачи:  ознакомить всех заинтересованных участников педагогического процесса, прежде всего учителей-предметников и руководителей кружков, с самим понятием Веб 2.0, теоретическими основами использования сервисов и технологий Веб 2.0 в образовании и составлением перечня практических рекомендаций по использованию этих сервисов и технологий, опираясь на конкретные ситуации и примеры.
Как не покажется это странным, но я начал использовать сервисы Веб 2.0 в своей работе  учителя географии и руководителя кружков даже не подозревая, что использую сервисы и технологии Веб 2.0 в учебной деятельности и кружковой работе. А о самом понятии Веб 2.0 имел представление, но в самых общих чертах и довольно расплывчатое. Мне показалось, что использовать данные инструменты и технологии будет довольно удобно, легко и интересно. И надо сказать, что я не ошибся в своих предположениях и не разочаровался в результатах. Это действительно удобно, легко и интересно.
Мой пример как раз очень наглядно показывает, что использование сервисов и технологий Веб 2.0  учителями в школе и педагогами дополнительного образования не есть модной и красиво звучащей, но по сути пустой, тенденцией в современном образовании, а является просто одним из самых простых и удобных средств в обучении и воспитании. Уверен, что использование сервисов и технологий Веб 2.0 не затруднит ни педагога, ни учащихся, но станет одним из удобных инструментов для обмена информацией и мнениями, выполнения тех или иных проектов, заданий, для подготовки к олимпиадам, конкурсам, развития познавательного интереса учащихся и много другого. Конечно, в каждом конкретном случае эффективность применения данных сервисов и технологий будет разной, что естественно, но в любом случае пойдёт на пользу всем участникам образовательного процесса.

1.    Понятие Веб 2.0. Использование сервисов и технологий Веб 2.0 в образовании

1.1 Понятие Веб 2.0
Прежде чем перейти к вопросу практического использования сервисов и технологий Веб 2.0 в педагогической деятельности, не лишним будет ознакомиться с некоторыми теоретическими основами и историей появления понятия.
Вот что нам говорит о Веб 2.0 Википедия, которая, к слову, сама является одним из основных сервисов Веб 2.0.
«Web 2.0 (определение Тима О’Рейлли) — методика проектирования систем, которые путём учёта сетевых взаимодействий становятся тем лучше, чем больше людей ими пользуются. Особенностью веб 2.0. является принцип привлечения пользователей к наполнению и многократной выверке информационного материала. Определение Тима О’Рейлли нуждается в уточнении. Говоря «становятся лучше», имеют в виду скорее «становятся полнее», то есть речь, как правило, идёт о наполнении информацией, однако вопросы её надёжности, достоверности, объективности не рассматриваются.
По сути, термин «Web 2.0» обозначает проекты и сервисы, активно развиваемые и улучшаемые самими пользователями: блоги, wiki, социальные сети и т. д.
Появление названия Веб 2.0 принято связывать со статьей «Tim O’Reilly — What Is Web 2.0» от 30 сентября 2005 года, впервые опубликованной на русском языке в журнале «Компьютерра.  В этой статье Тим О’Рейлли увязал появление большого числа сайтов, объединённых некоторыми общими принципами, с общей тенденцией развития интернет-сообщества, и назвал это явление Веб 2.0, в противовес «старому» Веб 1.0. Несмотря на то, что значение этого термина до сих пор является предметом многочисленных споров, те исследователи, которые признают существование Веб 2.0, выделяют несколько основных аспектов этого явления: Веб-службы, AJAX, Веб-синдикация, Mash-up, метки (теги),социализация.
За прошедшее время сфера Web 2.0 расширилась, вытесняя традиционные Web-сервисы, получившие название Web 1.0.»
Т.е, если говорить простым языком, Веб 2.0 это и есть интернет современного вида, которым мы каждодневно пользуемся, с его электронными пользовательскими энциклопедиями, социальными сетями, блогами, сервисами социальных закладок и т.п. А если мы используем сервисы и технологии Веб 2.0 в своей повседневной жизни для самых различных целей, то почему не использовать эти инструменты и в своей работе?

1.2 Использование сервисов и технологий Веб 2.0 в образовании

Какие же возможности для педагога представляют сервисы и ресурсы Веб 2.0?
1.     Информационные.
Публиковать материалы учебного и воспитательного характера и распространять их,  публиковать и создавать задания и упражнения,  создавать и публиковать графики, таблицы, документы, мультимедиа, публиковать объявления.

2. Коммуникативные.
Обмениваться материалами и наработками с коллегами,  мнениями с учащимися и коллегами через комментарии,  сообщениями и файлами через мессенджеры и внутреннюю почту ресурсов, проводить анкетирование и опросы. Оказывать помощь при подготовке к олимпиадам и при выполнении исследовательских работ в режиме он-лайн. Предлагать учащимся самим создавать и публиковать упражнения и задания, совместно с коллегами или учащимися создавать и редактировать те или иные виды работ. Обсуждать мероприятия и сценарии мероприятий, создавать совместно с коллегами или учащимися документы, проекты и коллективно редактировать их, улучшать и дополнять.

3. Вести работу он-лайн.
Сейчас практически все виды работ, которые мы привыкли выполнять на персональном компьютере или ноутбуке, можно выполнять в браузере он-лайн на различных специализированных ресурсах. Например, вести консультации, создавать документы, таблицы, графики, презентации, видео и аудио материалы, анимацию, учебные курсы,  задания и упражнения, редактировать, хранить и публиковать всё это. Во многих случаях,  выполнение  всех этих видов работ на специализированных ресурсах имеет целый ряд преимуществ: доступ к материалам возможен почти из любой точки мира, их можно отредактировать тогда, когда у вас есть время и там, где вам удобно это делать, а также поделиться этими материалами с широким кругом пользователей.
И так далее и тому подобное. Боюсь, что все возможности перечислить практически не реально. Как видите возможности эти очень широкие. Мы остановились лишь на самых очевидных и распространённых. Вы же можете придумать что-то своё, оригинальное и подходящее именно к вашим потребностям и возможностям.
Какие же ресурсы и технологии Веб 2.0 могут использовать педагоги в своей работе?
Таких ресурсов огромное множество. Полагаю, что рассматривать их все не имеет смысла. Это будет слишком длинный список, вряд ли полезный большинству педагогов. Остановимся на самых крупных и многим уже знакомых.

1. Социальные сети
Facebook
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Эти и другие социальные сети могут использоваться в образовательной деятельности для создания сообществ, публикации текстовых, фото и видео материалов и их распространения, для обмена мнениями (через комментарии), сообщениями и файлами (через сервисы внутренней почты ресурсов), проведения опросов, публикации объявлений, приглашения на мероприятия, обсуждений и т.д. Преимущества социальных сетей в их привычности, простоте использования и большом количестве пользователей.

2.
Блоги
Livejournal
Blogger
Tumblr

Имногиедругие. В принципе, в блогах можно выполнять почти те же действия, что и в социальных сетях, но здесь больше возможностей для изменения площадки под свои потребности и свой вкус. Можно организовать подписку на обновления по электронной почте, предоставить посетителям возможность делиться контентом в самые разные соцсети, добавить какой-нибудь баннер и другие возможности по изменению ресурса под свои нужды. В блогах можно структурировать содержание с помощью меток.

3. Бесплатные конструкторы сайтов
uCoz
Wix
Jimdo
Гугл-сайты
Как видно из названия, эти сервисы предназначены для создания сайтов на бесплатных  платформах, в том числе и пользователями не обладающими специальными знаниями. Сайты ещё в большей мере, чем блоги, позволяют создавать ресурс под свои потребности и свой вкус, на них ещё удобнее систематизировать контент с помощью разделов и меток.

4. Социальные закладки
Delicious
Моё Место
Мемори
БобрДобр
Опять же, из названия хорошо понятна суть сервисов. Это сервисы по сохранению, публикации и каталогизации закладок. В большинстве случаев имеют функциональные возможности социальных сетей.
Учитывая, что педагоги работают с большим количеством  источников, в том числе и интернет-источников, то данные ресурсы будут как нельзя кстати в работе педагога.

5. Документ- сервисы
Google(документы, презентации, рисунки, опросы)
Конечно, таких ресурсов огромное количество, но я вам предлагаю воспользоваться только Гуглом по той простой причине, что там целый набор подобных ресурсов в одном месте, что, согласитесь, удобно. Один раз зарегистрировали почту
Gmail и пользуйтесь целым комплексом самых разнообразных сервисов, включая и сервисы по работе с документами. Документы можно не только создавать он-лайн и редактировать, но и работать над документами группами, устанавливать разные уровни доступа к ним.

6. Вики-сайты
Википедия
Викисловарь
Гугл-сайты
Эти и другие ресурсы предназначены для совместного наполнения контентом  пользователями. Пользователи могут не только читать статьи на этих ресурсах, но и сами свободно  добавлять и редактировать статьи. Почему бы и педагогам совместно с учащимися не попробовать внести свою лепту? Особенно логичным будет такая деятельность в рамках кружков.

7. Видео сервисы
YouTube
Wimeo
Rutube
Эти и другие сервисы предназначены для хранения и публикации видеороликов. Очень подходит педагогам-организаторам, классным руководителям, руководителям некоторых кружков. Различные мероприятия, конкурсы, концерты, спектакли- просто просятся быть заснятыми и  опубликованными. И такие сервисы здесь будут весьма полезными.

8. Фото сервисы
Picasa
Panoramio
Яндекс фото
На этих и других подобных ресурсах можно хранить, редактировать и публиковать фото. Очень хорошо подойдут для работы руководителям кружков краеведческой, географической, природоведческой тематики, фотомастерства и т.д., а также классным руководителям и педагогам-организаторам.

9. Сервисы для работы с дидактическими материалами
LearningApps
Привожу только один ресурс поскольку он позволяет создавать самые разные дидактические материалы (в игровой форме) по самым разным предметам. Там есть широкий выбор уже созданных и опубликованных заданий.
10. Облачные сервисы
Googleдиск
Яндекс диск
Облако
Mail.ru
Позволяют хранить файлы, редактировать и публиковать их.
Использую для работы и очень доволен. Прихожу на урок и открываю на телефоне необходимые для проведения занятия  материалы. Ничего не надо носить с собой, держать в памяти что нужно сегодня взять. Очень удобно.
Как видите, количество вариантов использования и количество ресурсов огромно (здесь надо учесть, что всё выше перечисленное- это весьма краткий обзор) и выбрать есть из чего. Однако, это всё в теории, а как это реализовать на практике, учитывая тот факт, что большинство педагогов имеют не так много свободного  времени, чтобы со всем этим разбираться, пробовать то одно, то другое. Вот в практической части и будет рассмотрен тот механизм действий, который позволит подавляющему большинству педагогов без особых усилий использовать с пользой сервисы и технологии Веб 2.0 в своей работе.

2.    Рекомендации по практическому  применению сервисов и технологий Веб 2.0 в работе педагогов

Прежде, чем перейти к практической части данного пособия, считаю необходимым  сделать несколько пояснений, дабы читатель не искал того, чего не будет здесь и знал,что он может ожидать от практических рекомендаций.
1.     Я не буду давать  каких-либо подробных пошаговых инструкций. Всё о чём здесь будет написано-  совсем не сложно и освоено уже миллионами пользователей. Просто не всем приходит в голову, как это можно использовать в работе.

2.     В основном, речь будет идти о кружках, факультативах, подготовке к олимпиадам, но предлагаемую мной схему работы может использовать любой педагог в своей деятельности, поскольку она универсальна.


3.     Ценность того, что предлагается в простоте, удобстве и лёгкости применения. Я предлагаю не самое лучшее решение, а самое простое и удобное, что могут использовать в своей работе  абсолютное большинство педагогов, методику, которая облегчит им выполнение своих обязанностей и в тоже время будет удобна и интересна учащимся.

4.     Всё предлагаемое опробовано на практике в обычной школе и в кружковой работе.
Предлагаю для педагогов две методики работы: идеальную и жизненную.
Идеально было бы зарегистрироваться в гугловской почте Gmail, далее открыть  аккаунт в сети Google+, создать в Google+  страницу, которая и стала бы основой для нашей работы в интернете. Главной особенностью этой социальной сети является возможность создавать круги пользователей (например, мой класс, подписки, факультатив по … и т.д.) и публиковать записи там можно не для всех сразу, а для указанных вами кругов. А поскольку большинство педагогов выполняют различного рода обязанности, то такая функция просто находка. Скажем, вот есть условный Борис Васильевич, учитель истории. И с высокой вероятностью, он будет ещё вести и обществоведение, у него будет хотя бы один факультатив, вполне возможно, что он ещё и классный руководитель и не исключено, что ведёт краеведческий кружок или какой другой. Согласитесь, что это вполне реальная ситуация. И вот «фишка» Google+ - круги, позволяет нам сделать страницу и использовать этот ресурс буквально для всего.Для кружковой работы,  факультативной, классного руководства, да для чего вам угодно. Вашу запись на странице увидят в своей ленте только те, кому она предназначалась. Допустим ведёте вы кружок «Акварельки». У детей получились прекрасные работы, вы их сфотографировали и опубликовали только для соответствующих кругов, ваши фото увидят участники кружка, их родители и руководители аналогичных кружков, может быть оставят своё мнение в комментариях или начнут распространять самые удачные фотографии по сети. Пришли домой и вы уже учитель русского языка и классный руководитель. У вас есть прекрасная презентация по творчеству Есенина, а 10 классу через день по этому творчеству писать проверочную работу. Вы и опубликовали эту презентацию для соответствующих кругов, так чтобы это увидели только десятиклассники и ваши коллеги-филологи. После чего, уже как классный руководитель опубликовали объявление для родителей о времени предстоящего родительского собрания и в комментариях к этой записи обсудили насколько это удобно им и может для большинства родителей будет более удобным это время изменить. И всё это на одной площадке и никого при этом не напрягая, поскольку каждый пост видят в ленте только те, для кого он был опубликован. Согласитесь, что это просто прекрасно использовать один ресурс для столь разных целей.
Кроме того, Гугл предоставляет целый комплекс сервисов, которые можно использовать в своей работе и объединить их все вокруг страницы Google+, благо они все интегрированы друг с другом. Если вы много времени уделяете исследовательским работам учащихся, то в вашем распоряжении документы, презентации, опросы и библиотека. Есть возможность совместно что-то писать, редактировать. Если вы руководитель кружка любителей природы, то вам прямая дорога в Picasa, где вы сможете публиковать, распространять и редактировать фотографии. Ведёте вокальный кружок и часто участвуете в концертах- вам прямая дорога на YouTube, пусть ваше творчество оценят тысячи, а может быть и миллионы. Занимаетесь краеведением с учащимися  на базе кружка или в рамках факультатива, и у вас накопилось уже много материалов о своём родном крае? Тогда вполне логичным будет создать блог своего населенного пункта на Blogger.
И заметьте, что все эти популярные сервисы (и многие другие) становятся вам доступны, лишь после одной регистрации в почте Gmail.
Разве это не удобно? Да это сверхудобно.
Но во всём этом благолепии есть один, но очень большой минус. Пока ещё очень мало пользователей из Беларуси имеют аккаунт в Google+. И ещё меньше там проводят время. С большой долей вероятности, может оказаться так, что ваши записи не будут читать, даже если подпишутся на созданную вами страницу. И это обстоятельство не под силу нам изменить. Вариант с сервисами Гугла хорош, но не здесь и сейчас.
Поэтому я рекомендую воспользоваться жизненной методикой.
Идём туда, где своё время проводят большинство детей и очень многие из наших коллег. Вконтакте один из самых популярных сайтов в Беларуси, там зарегистрировано больше пользователей из Беларуси, чем в любой другой соцсети и уж безусловно, Вконтакте самый популярный сайт у наших учащихся. Немаловажен и тот факт, что Вконтакте пожалуй самая интуитивно понятная социальная сеть. И я могу это подтвердить основываясь  на своём пользовательском опыте.
Регистрируем аккаунт, если вдруг вас ещё нет в ВК. Переходим в «Мои группы» и придумываем название своему сообществу, попутно проверяя придуманные вами названия в поиске по сообществам. Ваша задача придумать такое название, которое бы и звучало привлекательно, было не слишком длинным и при этом ваше сообщество было легко найти через поиск ВК. Это важно. Далее создаём своё сообщество, я бы рекомендовал создать паблик, задаём нужные вам настройки. Здесь всё индивидуально. Рекомендую всё же не полениться и прописать короткий красивый адрес для паблика. Вот и всё. А далее наполняем паблик нужными и полезными материалами, приглашаем подписаться тех, на кого он рассчитан. Хорошей идеей будет объединиться с несколькими знакомыми коллегами и вести его совместно.
Как будет выглядеть ваш паблик, что вы там будете публиковать, какие формы работы практиковать- зависит от тематики вашего кружка или факультатива, от ваших педагогических наработок и многого другого. Понятно, что паблики кружка умелые ручки, литературного кружка, факультатива по математики и школьной команды КВН- будут очень разные. Однако, есть некие общие принципы работы, которые я вам могу порекомендовать исходя из своего опыта пребывания в сети и непосредственно опыта ведения паблика (географической тематики).

1. Не поленитесь придумать оригинальное название своему паблику и красивый короткий адрес (его можно прописать в настройках). Учащиеся и ваши коллеги должны легко находить ваше сообщество через поиск ВК или поисковики, а вы должны помнить  адрес, чтобы при любой просьбе написать его заинтересованному человеку. Проверьте сами как находится ваш паблик в поиске сообществ ВК и поисковиками. Если возникают трудности, то поменяйте название. Однако  имейте ввиду, что поисковики не сразу индексируют новые ресурсы. В этом случае важно, чтобы ваш паблик был наполнен различными видами записей. Пустой ресурс вряд ли попадёт в выдачу хоть какого поисковика. Мне тоже пришлось поэкспериментировать с названием, зато в результате мой пабликвыдавался единственным в поиске по сообществам ВК и вторым в поиске
Google. И никто из учащихся не мог пожаловаться, что не может его найти ( вернее такие были, но они просто писали с ошибками название J).
2.     Даже не допускайте мысли, что это сложно. На создание 2-х пабликов в ВК я потратил всего 3 минуты, хотя делал это впервые. Если к этому добавить время потраченное на эксперименты с названием, изменения в настройках и прочее, то было затрачено не больше 10 минут. Публиковать что-либо также сложно, как и добавлять фото и статусы у себя на личной страничке какой-либо социальной сети, т.е. никак, это будет привычным для вас делом.

3.     Наверняка вы услышите возражения, что кого-то нет в этой социальной сети, а у кого-то вообще нет домашнего интернета. Не стоит на это обращать внимание. Те, кто не зарегистрирован в ВК могут легко найти ваше сообщество через поисковик и добавить его в закладки браузера. С теми у кого вообще нет доступа к интернету сложнее, но сейчас таких семей совсем немного. Не думаю, что стоит отказываться от хорошего начинания, только потому, что несколько человек не смогут им воспользоваться.


4.     Советую вам найти крупные сообщества сходные  с вашим по тематике и посмотреть как у них поставлено дело. Не все их методы стоит перенимать, но уверен, что и полезное для себя вы найдёте.

5.     Старайтесь сделать своё сообщество интерактивным. Проводите конкурсы, обсуждения, опросы, публикуйте различные виды заданий, предлагайте учащимся самим что-либо публиковать. Скажем, если вы ведёте кружок умелые ручки, тогда логичным будет, если ребята будут публиковать фото своих поделок, а если кружок литературного творчества, то свои стихи (подписчики паблика могут это сделать  нажав на «предложить новость) . В общем, вариантов здесь масса.
6.     Не загоняйте себя в рамки. Помните, что ваше сообщество всего лишь инструмент. Надо вам сделать объявление- смело публикуйте, надо что-то обсудить с ребятами – предложите это обсудить, кто-то из ваших воспитанников победил в престижном конкурсе – поздравьте с победой. Используйте его под конкретные учебные и воспитательные задачи, выбирая удобные для этого виды публикаций.

7.     Предлагаю, чтобы вы разделяли публикации в вашем сообществе на обязательные к просмотру и выполнению и необязательные. Обязательные должны быть довольно редкими. Хотя, если по вашему кружку или факультативу почти нет печатных материалов, а объяснять «на пальцах» довольно проблематично, то как раз паблик и сможет стать тем пособием, которого вам не хватало. К примеру, в паблике публикуете теорию, а на факультативе или кружке занимаетесь практикой. Можно также публиковать материалы обязательные для отдельных учащихся, кто готовится к олимпиаде или конкурсу, а для остальных подписчиков они будут носить ознакомительный характер.


8.     Обязательно воспользуйтесь мобильным приложением. Это ещё больше упростит вам работу с сообществом.

9.     Не забывайте, что записи вы сможете редактировать только в течении суток после опубликования. Будьте внимательны.
Уверен, что как только вы откроете паблик и начнёте пользоваться этим инструментом в своей работе, то найдёте его для себя очень удобным. Так  например я,  вместо того, чтобы носить с собой  материалы в распечатанном виде или тетради, просто открывал  на телефоне страницу паблика и пользовался ими как на уроках, так и при проведении кружка и в надомном обучении. Также поступала и часть учащихся. И не надо ничего лишнего с собой носить и не забудешь, не потеряешь, всё доступно в любой момент и в любом месте при наличии интернета. Всё очень удобно и просто.
Но нужно понимать, что паблик Вконтакте это только основа для работы с сервисами и технологиями Веб 2.0, своеобразный каркас, на основе которого вы будете строить работу. Это связано с тем, что хоть сообщество Вконтакте доступный, лёгкий в использовании и универсальный инструмент, но с его помощью невозможно решать все задачи. Поэтому паблик мы делаем основной площадкой, в силу его универсальности и лёгкости в использовании, а вокруг него формируем некий круг ресурсов также необходимых нам в работе. Давайте рассмотрим это на примерах для большей ясности.
В последнее время в ВК появилась возможность добавлять приложения в сообщества. И количество приложений постоянно растёт. Некоторые из них можно использовать и для учебных целей.
Предположим, вы ведёте кружок фотомастерства. Конечно, вы можете и в рамках паблика формировать альбомы из фото участников кружка, публиковать их. Однако, скорее всего, многие ребята будут работать с хорошей полупрофессиональной или профессиональной техникой, делать фото высокого качества и опубликованные в паблике они многое потеряют. Поэтому будет логичным освоить какой-нибудь хороший фотосервис (примеры таких сервисов приведены в теоретической части работы), где вы будете хранить и редактировать фото, а в паблике только рекламировать свои достижения и творчество. Например, публикуете несколько фото с коротким поясняющим текстом, а далее ссылку на альбом фотосервиса, где все желающие могут посмотреть их в хорошем качестве. Или,  допустим, вы проводите несколько школьных факультативов краеведческой тематики. На их базе руководите исследовательскими работами учащихся по изучению своего родного края. За многие годы работы у вас накопился обширный материал по истории и географии своей местности. Безусловно, вы можете постепенно публиковать эти материалы в паблике в познавательных и просветительских целях. Однако КПД этих действий будет невысоким, т.к. в соцсетях не принято читать длинные тексты, а опубликованные вами посты очень быстро «уползут» вниз ленты и через пару месяцев вы и сами их с трудом найдёте. Куда как логичнее будет освоить Википедию, на основе накопленных вами материалов опубликовать там статьи (желательно сделать это совместно с учащимися) и уже после этого опубликовать эти статьи в своём паблике с ссылками на Википедию и указанием авторов статей, закрепить ссылки на эти статьи в специальном блоке «ссылки». Эффект и результативность будут совершенно другими.
Итак, подводим итоги. Создаём паблик Вконтакте, как ресурс универсального характера, создание и ведение которого не требует никаких специальных знаний и усилий, но который позволит выполнять нам самые разные действия образовательного характера. Причём здесь важно отметить, что как раз в этой социальной сети «обитает» большинство учащихся, а значит наши действия  образовательной направленности  не останутся незамеченными. Паблик является  универсальной площадкой, интегрирующей все наши действия в интернете. Он предназначен для выполнения повседневной образовательной деятельности. По мере возникновения необходимости, постепенно и поэтапно осваиваем специализированные сервисы, которые объединяем в единую систему вокруг паблика.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

План-конспект урока по предмету «Человек и мир» по теме «Загрязнение воздуха» для 5 класса

Топонимика Добруша и Добрушского района